Для родителей

Лучшие книги для родителей о воспитании детей
Дорогие родители, на этой странице собран список, в который вошли самые известные книги о воспитании и взаимоотношении с ребенком. Эти книги прочитаны уже многими тысячами родителей во всем мире и признаны лучшими помощниками в воспитании детей - маленьких и больших, послушных и не очень. Книги, в которых вы найдете ответы, советы, вдохновение и силы. Читать далее


Станьте другом для подростка (памятка для родителей)  Читать
Родителям семиклассников  Читать
Возрастные особенности учащихся.  Читать 
Возрастные особенности семиклассников  Читать

Успеваемость в школе.
Рекомендации родителям учащихся средних и старших классов 
1. Постарайтесь создать условия, облегчающие учебу ребенка: бытовые: хорошее питание, щадящий режим, полноценный сон, спокойная обстановка, уютное и удобное место для занятий и т. п.; эмоциональные: проявляйте веру в возможности ребенка, не теряйте надежду на успех, радуйтесь малейшим достижениям, демонстрируйте любовь и терпение в ожидании успеха, не оскорбляйте его в случае неудачи и т. п.; культурные: обеспечьте ребенка справочниками, словарями, пособиями, атласами, книгами по школьной программе, дисками; используйте магнитофон для учебных занятий, вместе смотрите учебно-познавательные программы по ТВ, обсуждайте увиденное и т. п.
2. Слушайте своего ребенка: пусть он пересказывает то, что надо заучить, запомнить, периодически диктуйте тексты для записывания, спрашивайте по вопросам учебника и т. п.
3. Регулярно знакомьтесь с расписанием уроков, факультативов, кружков, дополнительных занятий для контроля и оказания возможной помощи.
4. Делитесь знаниями с детьми из области, в которой вы преуспели.
5. Помните, что не только оценки должны быть в центре внимания родителей, но и сами знания, даже если сегодня ими воспользоваться невозможно. Поэтому думайте о будущем и объясняйте детям, где и когда можно будет воспользоваться полученными знаниями.
6. Помогите сделать свободное время ребенка содержательным, принимайте участие в его проведении.
7. Не сравнивайте своего ребенка с другими детьми и их успехами, лучше сравнивать его с самим собой.
8. В средних классах подростки могут совместно выполнять домашнюю работу. Это повышает ответственность - ведь задания делают не только для себя, но и для других. Наберитесь терпения, когда они занимаются по телефону: уточняют, обсуждают, спорят.
9. Дайте почувствовать ребенку, что любите его независимо от успеваемости, замечаете познавательную активность.
10. Помните, что по нормам над выполнением всех домашних заданий ученики 5-6-х классов должны работать до 2,5 ч, 7-8-х классов - до 3 ч, 8-9-х классов -до 4 ч. Старайтесь придерживаться рекомендаций: это важно для здоровья, психического равновесия и хорошего отношения ребенка к учебе.
11. Создавайте традиции и ритуалы семьи, которые будут стимулировать учебную деятельность детей. Используйте позитивный опыт ваших родителей, знакомых.
Важно! Не упустите первые тревожные симптомы. Будьте наблюдательны.
Если ребенок жалуется, говорит, что ему не нравится какой-либо учитель или предмет – это повод для беспокойства.
Обсудите проблему, однако отправляться прямиком к учителю, не спросив разрешения у ребенка - он может окончательно возненавидеть и преподавателя и предмет.

Как улучшить общение с подростками
Общаясь с подростком, родители должны следить за тем, чтобы не давать непрошеных советов. Под­росток недавно развил свою способность к абстрактному мышлению и формирует собственные мнения. Теперь он способен рассмотреть чужую точку зрения, но нужно, чтобы вначале кто-то выслушал и рас­смотрел его мнение.
Даже если подросток спрашивает вас, что вы думаете по тому или иному по­воду, прежде чем ответить, спросите, что думает по этому поводу он сам.
Если вы будете уделять подростку немного времени и разговаривать на разные темы, а не только о том, чего вы от него хотите, он будет меньше сопротивляться вашему контролю. На этом этапе развития ре­бенку нужно спорить и высказывать свои мнения. Беседуйте с ним о том, что он изучает в школе, и вы­слушивайте его мнения.

Подростку необходимо утвердить свою особую точку зрения.

Даже если вы не согласны с его взглядом на вещи, по меньшей мере оцените рассуждения своего сына или дочери. Можно сказать: «Я никогда не задумывался об этом», или «Тут я с тобой не согласен, но что-то в этом есть», или «В этом и состоит прелесть демократии: каждый может иметь собственное мнение». Даже если вы не согласны с точкой зрения подростка, можно по меньшей мере дать высокую оценку его рассуждениям.
Дайте ребенку возможность убедиться в широте ваших взглядов в разных сферах - а не только в во­просе о том, как поздно можно возвращаться домой с прогулки. Видя, что вы принимаете и уважаете его рассуждения и выводы, подросток на практике узнает, что придерживаться особого мнения нор­мально. Это очень важный опыт. Если вы открыты и готовы понять взгляды подростка, он не будет так настойчив, когда захочет получить права и свободы, к которым еще не готов. Если не дать ребенку воз­можность проявлять свое несогласие относительно отвлеченных понятий, у него возникнет потребность проявить несогласие с вашими шуточными мнениями и позициями.
Когда подросток противится вашей воле, он отнюдь не хочет, чтобы ему говорили, что нужно делать. Прежде чем использовать командные методы утверждения своей власти, родители должны выслушать и понять возражения ребенка. Затем можно сказать: «Я понимаю; ты считаешь, что я должен позволить тебе сделать татуировку. Я слышал, что все делают татуировки. Я подумаю над своими словами, однако сейчас я хочу, чтобы ты подождал, пока тебе не исполнится восемнадцать лет, - тогда и решишь, стоит, делать татуировку или не стоит».

У подростков чувство справедливости развито намного сильнее, чем у детей.

Если родители ведут себя как диктаторы, подростки бунтуют. Выслушивая ребенка и вместе с ним решая, сколько свободы ему предоставить, вы усиливаете объединяющую вас связь.
Прежде чем приказывать, родители должны попросить о сотрудничестве, выслушать возражения под­ростка и отнестись к его мнению с уважением. Затем родители могут высказать свои пожелания.

Уважайте мнения подростков

Всегда лучше подтолкнуть подростка к тому, чтобы он сформировал и высказал свое мнение по поводу того, почему вы хотите чего-то, - но не почему вы испытываете те или иные чувства. Выражая свои чув­ства, вы добьетесь только того, что ребенок просто перестанет вас слушать или почувствует себя вино­ватым.
Большинство нынешних детей сразу же распознают попытки взрослых заставить их почувствовать себя виноватыми и делают все наоборот. Помните: дети до восемнадцати лет зависят от родителей. Они не ответственны за чувства отца с матерью, но вполне способны понять, почему вы хотите, чтобы они по­ступали определенным образом. Если подросток противится вашей воле, вместо того чтобы читать лек­ции, вызовите его на беседу.
Для того чтобы удерживать контроль над ситуацией, родителям не нужно добиваться от ребенка согла­сия. Подросткам необходима свобода думать независимо и формировать собственные мнения. Это очень важный этап их развития. Если вы не требуете, чтобы подросток покорялся или соглашался с вами, у него нет потребности бунтовать.

Пятый принцип позитивного воспитания гласит: иметь соб­ственное мнение нормально, но помни, что все равно отец с матерью - главные.
Родители должны помнить: самое главное, чтобы подросток продолжал общаться с ними; поэтому не нужно отталкивать его непрошеными советами и чрезмерной критикой. Родители должны научиться чувствовать, когда ребенок действительно просит совета, а когда просто пытается выяснить, может ли он еще говорить с родителями на интересующие его темы.
Если ребенок приходит из школы и рассказывает вам о других подростках, которые нарушают правила, ведут себя непочтительно или живут половой жизнью, родители должны проявлять сдержанность и не прибегать сразу же к проповедям, лекциям, нравоучениям и угрозам. Нужно вначале спросить под­ростка, что он сам думает по поводу происшедшего. Затем можно спросить: «Как ты полагаешь, что думаю по этому поводу я?» Помните: если вы выслушиваете мнение подростка, он будет разговаривать с вами.
Если родители начинают немедленно осуждать мнение и поведение подростка или звонят другим роди­телям или учителям, пытаясь решить проблему, ребенок просто перестанет с ними общаться. Нужно воздержаться от искушения решить проблему или дать совет. Просто выслушайте и попытайтесь вспомнить, как вы вели себя и что делали, будучи подростком.

Сохранить общение с ребенком намного важнее, чем попытаться решить отдельную проблему. Чтобы сохранить влияние на подростка, необходимо сберечь в нем ощущение связи с родителями, а для этого нужно, чтобы подросток чувствовал, что его слышат.
Иногда, выслушав о событиях дня, вы можете прийти к выводу, что что-то все-таки сделать нужно. Может быть, кто-то из подростков ведет беспорядочную половую жизнь или издевается над однокласс­никами, тогда, возможно, нужно поговорить об этом с родителями этого ребенка. Но и тут родители не должны предпринимать односторонние действия. Следует вначале спросить у подростка, что, с его точки зрения, следует делать в данной ситуации. Если вы внимательно выслушаете мнение своего ре­бенка, он затем с большим уважением отнесется к вашей точке зрения. Если необходимо что-то де­лать, вырабатывайте план действий вдвоем.
Когда общение между вами разлажено, подросток рискует попасть под влияние неблагополучных сверстников. Если кто-то из ровесников обижает ребенка, но он не хочет, чтобы вы говорили об этом с родителями обидчика, в большинстве случаев лучше с уважением отнестись к его мнению.

Знайте: если вы злоупотребите доверием ребенка и используете полученную от него информацию неприемлемым для него образом, он просто перестанет делиться с вами.


 Ошибки в общении, которые могут привести к потере контакта с подростком: 

1. Обесценивание эмоций 
Подростки очень сильно переживают некоторые события. Сила их эмоций часто намного выше, чем интенсивность эмоций, испытываемых взрослыми. Подросток бывает полностью захвачен своими чувствами. Может показаться, что он преувеличивает или специально вызывает их у себя. Бывает так, что взрослые начинают спорить и убеждать подростка в обратном, и это может вызвать его обиду, негодование и отстранение. Ставить чувства подростка во главу угла – другая крайность. Важно сохранять нейтральную позицию, замечать его эмоции такими, какие они есть, вместе искать для них обозначение и способы выражать их, помогать ему в них разобраться. 
2. Разговоры только "по делу"
Иногда степень включенности взрослых в дальнейшую судьбу подростка чрезвычайно высока. Взрослые могут сильно тревожиться и переживать за подростка, все ли у него получится, хорошо ли он справится. Иногда на фоне такой включенности вопросы и разговоры крутятся только во­круг обучения и предстоящих дел. Подросток может почувствовать утрату интереса к себе та­кому, какой он есть, и отдалиться. 
3. Теснота в контактеИногда взрослые становятся так настойчивы, что занимают все пространство в диалоге. Тогда у подростка просто не остается места, чтобы присутствовать в этом общении. Он может в этом слу­чае чувствовать потерю уважения, интереса к себе и отдаляться. 
4. Глобализация осуждения
Иногда взрослый по праву испытывает раздражение на подростка, когда в очередной раз догово­ренность не выполняется. Часто в такие моменты взрослый сгоряча произносит: "Ты безответ­ственный", "Ты никогда не говоришь мне…" и т.д. Подросток, даже если в конкретной ситуации он был неправ, на подобное обобщение его недостатков часто реагирует тихим бунтом: "Раз вы считаете меня плохим, то я им и буду". Как быть? - Осуждать не человека, а конкретный посту­пок. Спрашивать, чего ему не хватило для того, чтобы выполнить существующую договорен­ность, какой помощи, каких условий. Проговаривать санкции заранее: что будет в том случае, если договоренность не будет выполнена. 
5. Мало сил для поддержания отношений
Бывает так, что родители истощены работой, и нет сил встречаться с подростковыми трудно­стями, которые требуют терпения и эмоциональной устойчивости. Важно позаботиться о том, чтобы у вас было свободное время, выделенное специально для того, чтобы быть со своим ребен­ком-подростком. 
6. Избегание стыда
Бывает так, что некоторые состояния, переживаемые подростком, крайне трудны для родителей и вызывают много противоречивых чувств. Например, ситуации, связанные с темой сексуаль­ного интереса подростка, могут вызывать стыд у родителей. Стыд – чувство, трудно переживае­мое. Взрослый, избегая стыда, может постараться как можно быстрее завершить разговор, может наказать подростка или отругать, повысить голос, пристыдить. При этом и подросток, и взрос­лый отдалятся друг от друга. Что делать? - Если на это есть ресурсы, взрослый может попробо­вать прояснить происшедшее. Важно поделиться своими чувствами, проявить принятие ("Я так отреагировал, потому что испытал стыд, а не потому что ты сделал что-то неправильное или пло­хое. То, что с тобой происходит  –  нормально и естественно"). 
7. "Ну ты ведь не такой" Иногда подростки за короткий период времени настолько сильно меняются, что становятся не­понятными для собственных родителей. В подобных ситуациях родители могут начать трево­житься, так как они теряют ориентиры и уже не знают, как им теперь вести себя со своим ребен­ком. 
8. Сверхценность достижений
Иногда случается, что ценность достижений подростка для взрослых становится настолько высо­кой, что очень трудно мириться с его неудачами или пассивностью. В этом случае, при неудачах в чем-либо подросток может начать бояться негативной оценки и отвержения взрослого и избегать контакта с ним. Важно, чтобы подросток чувствовал, что ценен он сам, а не его успехи, и что при неудачах он так же любим.